Йога становится всё популярнее в нашей жизни. Но что же такое йога на самом деле — секта или спорт?
Каждый день ряды поклонников данного вида деятельности пополняются. Но какие вопросы сначала задают люди о йоге «а правда, что Йога…?»; и далее идут разные, порой очень фантастические поругания.
Человеку не знакомому с этой темой становится трудно разобраться: с одной стороны расхваливают полезность Йоги и выставляют ее чуть ли ни панацеей, с другой обвиняют в колдовстве и сектантстве.
В этой статье мы выделили основные мифы о йоге, на наш взгляд, бытующие в обществе. Затем мы приводим определение и рассматриваем основные аспекты йоги в современном обществе, дабы определить насколько эти мифы соответствуют реальности.
Миф – 1. Йога – это религия? Практики асан (позы), пранаямы (дыхательные техники), медитации и релаксации (расслабления), использование мантр – есть религиозные обряды и ритуалы.
Миф – 2. Йога – это секта, цель лидеров которой управление сознанием людей
Миф – 3. Йога – это очень сложная физическая гимнастика, которой занимаются в качестве хобби
Миф – 4. Йога – это магия, колдовство и общение с духами
Миф – 5. Йога – это древний психотренинг, предназначенный для развития сверхъестественных способностей человека
Этот тренинг очень опасен – для практикующего существует риск психологического надрыва.
Эти взгляды распространенны не только среди тех, кто никогда не практиковал Йогу; но даже среди тех, кто считает себя Йогами. Дело в том, что Йога явление разноплановое и не каждый практикующий глубоко интересуется всеми ее аспектами. По той же причине и столь различны мифы – от физической гимнастики до религии.
Так что же такое Йога?
Йога определена как совокупность духовных и физических практик, т.е. как система методов и приемов, воздействующих на тело и психику человека. Их цель развить человека – продвинуть его по онтологической лестнице вверх. В философии Йоги это значит сделать человека ближе к космическому сознанию, абсолюту или Богу.
Так все-таки, Йога – это религия или нет?
Принято считать оформление Йоги как системы с написания Йога сутр Патанджали (писание, дотируемое V-III веком. до н. э.). В своих сутрах Патанджали описал Йогу как систему из 8-ми составляющих, которые осваиваются поэтапно: яма, нияма – кодекс морального поведения; далее идут асаны – позы; пранаяма – дыхательные техники; дхарана – концентрация; дхияна – медитация; и самадхи.
Самадхи – это конечная цель Йоги, венец духовной эволюции человека. Самадхи определяют как единение индивидуального сознания и космического сознания, единение индивидуальной души и космической души, единение человека с богом. Это состояние характеризуется переживанием абсолютного счастья. Патанджали определил Йогу как «чита врити ниродхах» – сдерживание изменений ума. Полный контроль над умом дает возможность постичь самадхи.
Самадхи и признание существования Высшей силы в философии Йоги – это то, что заставляет людей думать о Йоге как о религии. Хотя, предшествующие самадхи семь этапов Йоги Патанджали – это система физического и психического совершенствования человека, а сама суть Йоги – это контроль ума. В современном обществе данные методы используются с разными целями, даже теми людьми, которые ничего не знают об их глубоком философском значении и о самадхи.
Почему Йога так популярна?
Секрет популярности Йоги, конечно же, в ее эффективности как метода лечения и оздоровления. Объяснения этой эффективности мы находим в философии Йоги, в ее понимании человека. Теория строения человека в Йоге называется «панча коша». Дословно значит – «пять рубашек» или уровней существования человека:
1. Аннамая Коша – физическое тело2. Пранамая Коша – тело энергий3. Маномая Коша – тело ума
4. Виджнамая Коша – тело интуитивного знания 5. Анандамая Коша – тело блаженства или счастья. |
Техники Йоги воздействуют на все эти пять уровней бытия человека – вот секрет ее успеха.
Йоготерапевты, практикующие Йогу как систему лечения, считают, что истоки проблем со здоровьем находятся на уровне анамая коша – на уровне ума. Обычное состояние ума – это состояние разнородной активности: постоянные желания, побуждающие к активности; постоянный конфликт удовольствия и неудовольствия, желания и не желания – «не хочу, но должен», «хочется, но колется»; наши сомнения, страхи, злость, обиды и др. Постоянный дисбаланс ума приводит к изменению на уровне праны – энергии, нарушается ее течение и качество. И чем больше взволнованность ума, тем сильнее изменения на уровне энергий. Уровень энергий, в свою очередь, является основой физиологических процессов, поэтому нарушения энергий проявляются нарушениями физиологическими.
Неконтролируемость ума также приводит к склонности переживать очень сильные эмоции, что тоже отрицательно влияет на физиологию. Еще один момент – это нездоровый образ жизни, вызываемый неконтролируемыми желаниями: курение, употребление алкоголя, чрезмерное употребление нежелательных продуктов и др.
Потребность контролировать свой ум свойственна каждому человеку. В попытках контролировать свое внутреннее состояние и привести его к ощущению счастья, мы совершаем всю свою жизненную активность, стремясь к успеху в карьере, в личных отношениях, в семейной жизни. Иногда потребность контролировать свое внутреннее состояние проявляется в крайне разрушительных формах – зависимости от психотропных веществ: наркотиков, алкоголя, курения и др.
Здоровье тела и спокойствие ума, приближающие человека к ощущению счастья и делают Йогу популярной системой. В Йоге нет никакого зомбирования или манипулирование сознанием человека. Все техники Йоги – это только внутренняя работа человека над самим собой – со своим сознанием и телом, а не кого-то над ним. Все-таки, полезно ознакомится с тем, что такое Йога, и решить для чего вы хотите ею заниматься перед выбором школы или учителя.
Йога как философия и духовная практика.
Некоторая категория людей практикуют Йогу ради ее глубокой цели – духовного совершенствования. Духовное развитие человека в Йоге рассматривается как развитие всех уровней существования человека: физического, энергетического, ментального и духовного.
Очень распространено мнение, что если ты практикуешь Йогу, то обязательно должен уйти в лес или в горы или еще, куда подальше от общества. Это мнение в корне неверно. Главное правило поведения в Йоге – это ахимса – ненасилие, не причинения вреда. Покидая общество, практически невозможно не заставить кого-то страдать, особенно если у человека есть семья, родные и близкие. Поэтому настоящий садхака – духовный искатель, никогда на это не пойдет. К тому же, многие мастера Йоги предостерегают практикующих от этого шага, говоря, что это только для самых продвинутых искателей, а для остальных уход из общества может оказаться духовной, психической и даже физической деградацией.
Другое часто встречаемое мнение то, что практикующие Йогу становятся замкнутыми, погруженными в себя, необщительными. Совсем наоборот, конечно процесс медитации это внутренняя работа над собой, но после, человек переносит добытое им состояние вовне. Практикуя, постепенно человек становиться более жизнерадостным, удовлетворенным, проходят многие психологические комплексы и проблемы. Человек становится более общительным, меняется его способ взаимодействия с окружающими. Он становится дружелюбным, позитивно мыслящим, очень работоспособным. Человек легче и продуктивней проходит возникающие трудности, разного рода конфликты. Конечно, не все чувствуют такие перемены сразу, но начиная с физического самочувствия постепенно люди чувствуют и улучшение эмоционального состояния.
Сидхи – сверхъестественные способности.
Следующий миф, с которым мы имеем дело – это убежденность в том, что Йога – это магия и колдовство.
В Йоге есть такое понятие как сидхи. Сидхи – это сверхъестественные способности, которые появляются в результате духовного прогресса. Патанджали предостерегает практикующих от использования сидх, поскольку это может увести от конечной цели. В Йоге сидхи считаются как свидетелями прогресса, так и препятствиями на его пути. Использование и демонстрация сидх формирует эго (эго в Йоге – ошибочное сознавание себя), с которым еще сложнее бороться и как результат – регресс, и сидхи эти тоже пропадают. Духовные учителя никогда не демонстрировали свои сидхи, когда же это происходило для того чтобы продемонстрировать существование высшего своим ученикам, они строго запрещали им рассказывать кому-то об этом.
После завоевания Англией Индии, многие колдуны, маги и спиритуалисты, прослышав о способностях йогов, ринулись в Индию для освоения Йоги. Так же и в наши дни многие практикуют техники Йоги для развития сверхспособностей. Многие из них совершенно бессистемно выбирают техники с различных восточных учений, рискуя нанести себе серьезный вред. Именно они: маги и колдуны, использующие техники Йоги в своей деятельности и создают это мнение, что Йога это колдовство. Хочу повторить, что цель Йоги – самосовершенствование, постижение самадхи, а одно из основных моральных правил не причинение вреда, ненасилие.
Опасный психотренинг.
Некоторые практикующие, особенно те, кто практикует самостоятельно без учителя, выбирают понравившиеся им техники медитации, особенно те, которые известны как «сильные», и без подготовки и предварительных наставлений учителя начинают медитировать. Иногда, это все равно, что зайти в спортзал тяжелой атлетики в первый раз и попытаться рвануть вес 100 килограмм – травма, а то и больничная койка обеспечены, а могут быть еще, и серьезней последствия. Мастера Йоги всегда говорят о строгой системе в практике: от простого к сложному и учете индивидуальности. В древние времена, когда ученики жили у Гуру, он не только предписывал им разные техники в зависимости от индивидуальности, но и разное питание.
Что касается медитации, мастера Йоги подчеркивают необходимость поэтапного освоения: с начала асаны, пранаяма и только потом медитация. Правила поведения: яма, нияма – вообще являются основой для любой практики Йоги. Невозможно достигнуть здорового функционирования тела ведя нездоровый образ жизни, невозможно достигнуть какой-то концентрации, если ум человека постоянно терзается разными амбициями. В процессе подготовительных практик тело человека, нервная система и мозг перестраиваются и их функциональные возможности возрастают. Поэтому для занятия йогой, как и для многого другого необходима система и разумный подход.
Йога – физическая гимнастика?
В заключение, наверное, о самой популярной части Йоги – Йогасанах. Очень распространенное мнение, что Йога это физическая гимнастика. Часто даже среди опытных практиков встречается выражения «телесная Йога» или «Йога тела», когда они имеют в виду асаны. На самом деле это не совсем верное представление, поскольку асаны также воздействуют на уровень праны, нормализуя течение энергии, и успокаивают ум. Когда же асаны сопровождаются должной концентрацией эффект на психику человека усиливается.
Но это мнение имеет свои предпосылки. Многие люди, выполняющие асаны, не зная всех аспектов практики, действительно превращают Йогу в физическую культуру и кроме физического эффекта, хоть и очень хорошего, другого не получают. Основные компоненты практики асан это: концентрация, дыхание, техника асаны.
Концентрация в разных школах и традициях Йоги своя: где-то предлагают концентрироваться на энергетических центрах – чакрах, где-то на внутренних ощущениях, или течении энергии, в других на больных органах, иногда на дыхании.
Дыхание другая важная часть выполнения асан. Вхождение в асану, выход из асаны, пребывание в конечном положении асаны – все сопровождается соответствующей техникой дыхания. В разных традициях, и в зависимости от цели практики, встречаются некоторые различия.
В технике асан также существуют различия в зависимости от типа Йоги и школы, но они не столь существенны. Больше различий в названиях поз. Но общее в независимости от традиции Йоги это то, что асаны выполняются всегда плавно без резких движений, а в конечном положении позы тело неподвижно.
Те, кто практикуют Йогу как духовную дисциплину наделяют технику асан еще одним компонентом – это отношение к практике или, как еще говорят идиация. Отношение это заключается в понимание духовной сути практики исходя из философии Йоги.
Опуская все компоненты практики асан, кроме техники исполнения позы, практикующие не только лишают себя психологического, энергетического и духовного эффекта асан, но и снижают их физиологическую эффективность. К ним можно отнести новоиспеченные на западе школы Йоги такие как стрейч-Йога, хот-Йога и др.
Таким образом, мы видим, что Йога может применяться в разных сферах жизни людей и помогать им достигать различные цели, от обретения и укрепления здоровья до достижения духовного просветления.